Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Взрослые!!! Будьте для детей примером на дороге!!!

Дата: 26 марта 2019 в 16:32, Обновлено 26 марта 2019 в 19:11
Автор: Шамрай Г. Ю.
299 просмотров

«Взрослые - пример для детей в поведении на дороге»

    Взрослые – пример для детей в поведении на дороге. В семье, в системе детских дошкольных учреждений формирование у детей навыков безопасного поведения необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей. Практика показывает, что без специальных навыков ребенок оказывается не в состоянии выполнить правила дорожного движения. В условиях транспортной среды одних “теоретических” знаний оказывается недостаточно

    До того, как дети начинают самостоятельно двигаться по улице, они в течение нескольких лет находятся на ней в сопровождении родителей. Родители ведут детей в детский сад, обратно, в первые месяцы провожают в школу. Казалось бы, времени вполне достаточно, чтобы сформировать у детей необходимые навыки безопасного движения. Однако такой результат достигается далеко не всегда. Сами того не замечая виной этого становятся сами родители. Ведь нередко можно наблюдать, как они, торопясь отвести ребенка в детский сад, бегут с ним по проезжей части или выбегают из-за стоящего автомобиля, предварительно не убедившись в отсутствии движущихся транспортных средств на дороге. При этом происходит обучение детей неправильному поведению самым эффективным способом – личным примером родителей. Кроме того, отсутствие какой-либо педагогической подготовки, неопытность приводит к тому, что родители, находясь на улице с ребенком, даже не ставят себе задачу использовать каждую прогулку в учебных целях. Им обычно неизвестны типичные ошибки детей, приводящие к несчастным дорожно-транспортным происшествиям. Многое из того, что все же делается в этом отношении в семье, делается интуитивно. 

    Необходимо, чтобы родители поняли опасность, угрожающую детям на улице и ее причины, научились соизмерять свое поведение с сознанием ответственности за безопасность своих детей. Вот простые примеры. Уже во второй группе младшего возраста малыши учатся ориентироваться в обычном для них окружении. Они начинают распознавать цвета светофора, различать некоторые транспортные средства. Но спросите какого-нибудь нарушителя из старшей группы, почему он бежал через дорогу на красный сигнал светофора, и вы услышите обычный ответ, что он не посмотрел на светофор, а машин по близости не было. Вот и побежал,… Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что они сознательно нарушают правила безопасного движения. Зачастую имеет место в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, увидел знакомого, окликнули друг друга – и сразу забыли, где находятся, не замечают ни движущих на больших скоростях автомобилей, ни сигналов светофора.

     Подготавливая родителей к работе с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения, следует напомнить им о некоторых психологических особенностях, свойственных детям дошкольного возраста. Имеется в виду, что дети дошкольного возраста еще не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои возможности, считая себя и более быстрыми, и более ловкими, чем есть на самом деле. Совершенно очевидно, чем раньше дети получают сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, тем дисциплинированнее они будут относиться к обязанностям, тем меньше станет случаев детского дорожно-транспортного травматизма.

     Гуляя с ребенком, следует обязательно вслух комментировать все, что происходит на улице, на дороге с транспортными средствами и пешеходами. Например, ребенку следует объяснить, почему в данный момент перейти улицу нельзя, а затем, можно, какие на эти случаи существуют правила для пешеходов и автомобилей. Если есть нарушители правил безопасного движения, то указать на них, объяснив их неправильное поведение, и чем они рискуют. Дома тоже надо найти время, чтобы вернуться к разговору о правилах безопасного поведения. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть диафильм на эту тему. Хорошие результаты в обучении ребенка дорожной грамоте достигаются в игре, в которой желательно самое активное участие родителей.         Следует всячески поддерживать и развивать интерес детей к вопросам дорожного движения и тем самым способствовать формированию у них устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Необходимо развивать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, учить не терять самообладание, быстро и правильно оценивать обстановку. Чтобы выработать у ребенка эти качества, необходимо: - больше показывать, чем рассказывать; - показывать и объяснять последовательно две “картинки”: “кажущуюся безопасность” (ранняя стадия ситуации) и “видимую опасность” (поздняя стадия ситуации). Основной задачей при обучении детей правилам движения на улице является воспитание внимания к уличному движению, самообладания и уравновешенности в момент опасности. Надо учить детей сдерживать свои импульсивные порывы, например желание, возможно скорее перебежать улицу. Следует специально остановиться на необходимости учить ребенка умению смотреть, предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык. Вообще, формирование у ребенка навыка предвидения опасности должно пронизывать все его общение с родителями. Особенно сложным для ребенка является предвидение скрытой опасности. “Уроки предвидения” скрытой опасности лучше всего проводить, находясь на тротуаре в зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта. Необходимо показывать ребенку с тротуара или другого безопасного места следующие ситуации: - стоящее транспортное средство и внезапно выезжающую из-за него машину; - кусты, деревья, забор, другие мешающие обзору проезжей части предметы или сооружения и машину, выезжающую из-за них; - движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него; - движущийся транспорт и встречный автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него. Постепенно, ненавязчиво следует добиваться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору проезжей части, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как установка к повышенной осторожности. Навык предвидения опасности тесно взаимосвязан с формированием у ребенка наблюдения. Отсутствие этого навыка приводит ребенка к следующим типичным ошибкам: - начинает переходить проезжую часть, не остановившись и не осмотревшись; - двигаясь по тротуару в зоне выезда со двора или с территории предприятия, не замечает выезжающее транспортное средство; - на улицах с нерегулируемым движением, не осмотревшись выходить на проезжую часть перед приближающимся транспортом; - играя вблизи проезжей части и увлекшись игрой, выбегает на дорогу, предварительно не осмотрев ее; - в сумерках не замечает автомобиль темного цвета, не замечает подаваемых водителем сигналов поворота. Формирование навыков и предвидения опасности у детей – длительный процесс и для этой цели необходимо использовать каждый выход с ребенком на улицу. Целесообразно использовать для этой цели путь с ребенком в детский сад и обратно, в магазин, поездку в гости и т.д. Весьма эффективны специальные выходы к перекрестку, чтобы “отработать” безопасное движение на сложном для перехода месте. Родители не должны жалеть сил и времени на обучения ребенка осторожности и внимательности на улице, находясь с ребенком на улице, не надо спешить.

    Переходить проезжую часть надо спокойно, размеренным шагом, иначе ребенок учится спешить там, где надо наблюдать. При этом надо учесть, что ребенок фиксирует не только правильные действия родителей. Он замечает, и единичные нарушения ими правил движения, будь это переход дороги на красный сигнал светофора или в неустановленном месте.

      Сделав это хоть раз с родителями, он тем более сделает это и без них, став старше и освободившись от родительской опеки. Если подражая родителям, ребенок не будет считаться с сигналами светофора; переходить дорогу, где попало, то ни детский сад, ни школа его не переучат.

Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге При движении по тротуару:

- Придерживайтесь правой стороны.

- Взрослый должен находиться со стороны проезжей части. - Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.

- Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

- Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу:

- Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

- Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

- Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.

- Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.

- Не стойте с ребенком на краю тротуара.

- Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

- Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части:

- Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.

- Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин. - Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.

- Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.

- Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.

- Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.

- Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.

- При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

- Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта:

- Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

- Подходите для посадки к двери только после полной остановки.

- Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).

- Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

При ожидании транспорта:

- Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения:

- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

- Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

- Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора. - Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

- Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

- Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

- Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Помните! Ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Оградите его от несчастных случаев.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.